Здравствуй, детский сад!
Одним из основных психолого-педагогических процессов, которые рекомендованы для полноценного воспитания маленького человека, его развития и подготовки к взрослой жизни, является посещение детского сада. Здесь он учится общаться в широком кругу сверстников и взрослых, постигает азы самостоятельности и организованности, развивает навыки различных видов деятельности (игровой, учебной, познавательной).
Поступление в детский сад — это смена режима и правил поведения, другой стиль общения. Из тесного круга близких людей, домашней обстановки, он попадает в совершенно другой мир, полный незнакомых лиц, предметов. А главное — это длительное отсутствие рядом родителей.
Понятие «адаптация» означает привыкание человека к новым изменившимся условиям жизни. Именно этот процесс и происходит, когда ребенок впервые приходит в детский сад.
Степени адаптации
Установлено, что продолжительность адаптационного периода индивидуальна для каждого. Она зависит от возраста ребенка, количества социальных контактов, темперамента, эмоциональной зрелости и привязанности к родителям. Если у ребенка уже был опыт общения в любом коллективе или у него большая семья, он может адаптироваться в детском саду и за два дня. Другие еще долго дают отрицательные реакции, заставляя родителей переживать и волноваться.
Есть несколько видов адаптации:
1. Легкая степень. От 2-х недель до месяца. С первых дней ребенок вливается в коллектив и чувствует в нем себя абсолютно комфортно. Данный тип адаптации встречается чаще всего. С удовольствием идет в сад. Иногда могут появляться моменты отрицания, но они быстро проходят.
2. Средняя степень. От 30 дней до 2-х месяцев. Ребенок испытывает напряжение или расстройство только в первые минуты после расставания с родителями, после чего быстро включается в игру. Он слушается воспитателя, выполняет его просьбы, но иногда может их игнорировать.
3. Тяжелая степень. Дети с данным типом адаптации встречаются довольно редко и их легко можно идентифицировать в коллективе. Одни малыши проявляют агрессию к окружающим, другие полностью уходят в себя. Такие дети могут привыкать к садику очень долго (до нескольких лет). Из-за такого стресса он часто болеет. Иногда может терять полученные ранее навыки, например, забыть цифры, буквы. Это самая сложная форма адаптации, которая требует усиленного внимания взрослых.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, необходима совместная работа воспитателя и родителей.
Алгоритм адаптации к детскому саду
Очень важен целостный подход, взаимодоверие и взаимопомощь. Родителям стоит прислушиваться к советам педагогов, откликаться на их просьбы.
Что не нужно делать при расставании с ребенком
Есть перечень рекомендаций, которые должен соблюдать каждый взрослый, отводя ребенка в дошкольное учреждение:
1. Нельзя пугать детским садом. «Вот будешь себя плохо вести — отведу в садик!». Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
2. Если малыш при расставании плачет, не ругайте его и не сердитесь. Здесь лучший помощник — терпение, внимание, теплые слова и действия (обнять, поцеловать, не забыть сказать, что обязательно заберете).
3. Не обещайте невыполнимое. Например, сегодня сходишь, а завтра останешься дома. А, если пообещали, обязательно держите данное слово. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
4. Старайтесь не приходить за малышом последним. Особенно в первые месяцы его пребывания в саду.
5.Вместо перечисленных «не», чаще хвалите, внимательно и с интересом слушайте его рассказы о жизни в коллективе, о его достижениях и неудачах.
6.Если у крохи есть какая-нибудь не совсем хорошая привычка (например, сосание соски) не следует отучать от нее параллельно с первыми походами в детский сад (не усугубляйте стресс). Сделать это лучше намного раньше, чем наступит подготовительный этап адаптации к ДДУ.
7.Уважение и доброжелательность по отношению к воспитателям, залог позитивного настроя ребенка. Если мама приветлива и спокойна, в общении, значит это «хорошая тетя», то есть относиться к ней можно без опаски.
Нельзя игнорировать следующие моменты:
Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными и независимыми. Успех адаптации и скорость ее завершения зависит от совместной работы воспитателя и родителей. Только работая в команде и проводя воспитательные мероприятия в садике и дома, можно за короткое время подготовить ребенка к детскому саду и помочь ему социализироваться в новом коллективе. Но, важнее всего, просто любить ребенка, постоянно подчеркивать «нужность» и значимость. Помогайте малышу расти, позитивно воспринимать окружающий мир и учиться преодолевать препятствия.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста.